rg-soft
Позвоните прямо сейчас! +7(495)989-22-16

Проектная автоматизация

Методологии ведения и реализации проекта

В нашей компании используются три методологии ведения и реализации проектов. У каждой есть свои достоинства и недостатки. Метод определяется исходя из условий проекта. Наиболее часто встречающиеся ситуации, когда стоит применять тот или иной подход, описаны в соответствующем разделе. Методология выбирается на этапе согласования устава проекта.

Процесс
автоматизации

Обращение в компанию

Предпроектные работы

Демонстрация возможностей программных продуктов на платформе «1С:Предприятие 8» и определение порядка проведения дальнейших работ. Определение целей и задач проекта. По завершении этапа клиенту предоставляется Коммерческое предложение с предварительной оценкой стоимости проекта и порядка работ по его ведению.

Обследование

Специалисты нашей компании совместно с представителями клиента определяют бизнес-процессы, которые будут отражены в информационной системе. На этом этапе также определяется логическая и техническая архитектура проекта, способы, сроки и предварительные бюджеты проекта. В процессе обследования бизнес-процессов клиента намечается оптимальный путь их автоматизации, т.е. сопоставляются требования клиента и стандартные функциональные возможности, заложенные в систему. Также на этом этапе определяются системы и блоки, которые нужно будет разработать под индивидуальные (специфические) требования клиента.

Разработка технического задания

В техническом задании четко и ясно описываются реализуемые бизнес-процессы, механизмы их функционирования и взаимодействия, а также ограничения проекта. Дается описание общей концепции системы и механизмов, интерфейсов, отчетов накопления информации по каждой подсистеме. Определяются и согласовываются с клиентом объемы конкретных работ, распределяются ресурсы и уточняются требования к результатам.

Разработка макета системы

Макет является прототипом создаваемой информационной системы. На макете отрабатываются все требования, предъявляемые как к функционалу системы, так и к ее интерфейсным и пользовательским возможностям. Макет системы – это практически готовая к эксплуатации рабочая версия информационной системы, где отсутствуют только реальные данные.

Внедрение

Проведение комплекса пуско-наладочных работ для запуска системы в реальную эксплуатацию. На данном этапе переносятся/вводятся начальные данные, проводятся оперативные консультации и исправляются ошибки пользователей, персонал обучается работе в системе. Сроки запуска системы и перевода ее в рабочий режим зависят от условий и сроков переноса/ввода данных в неё.

Постпроектное сопровождение

На этапе сопровождения выполняются работы по обновлению системы, консультированию и написанию новых настроек, необходимость которых была определена заказчиком в процессе эксплуатации системы. Обслуживание осуществляется на основании договора на сопровождение 1С:ИТС

Flowchart (2).png

Классический подход

 

Область применения и особенности.

 

Область применения. Подобный подход используется, когда Заказчик хочет автоматизировать те процессы, которые не формализованы или предполагается существенная модификация существующих процессов.

 

Достоинства

·         По статистике, отклонения конечной стоимости проекта от запланированной наименьшие из всех применяемых методологий реализации проекта.

Недостатки

·         Существенные затраты на подготовительные работы (обследование, сбор детальных  требований пользователей).

 

Для реализации проекта необходимо выполнить следующие мероприятия:


1.      Выполнить экспресс-обследование

Данный этап необходим для знакомства Исполнителя с объектом автоматизации, для того, чтобы выяснить требования различных категорий будущих пользователей системы и предложить оптимальные варианты дальнейшего внедрения. Финалом данного этапа служит принятый концептуальный план внедрения, который ложится в основе Устава проекта (см. далее).


2.      Согласовать устав проекта

  1. Бизнес-потребности или требования к продукту, который будет создан в рамках проекта;
  2. Цель проекта или основание для разработки проекта;
  3. Деление проекта на очереди, этапы. Укрупненное описание состава функций на каждой очереди (детальное описание состава производиться на этапе ”Формирование спецификации требований”).
  4. Определение перечня ответственных лиц, распределение функциональных обязанностей по управлению проектом между ними.
  5. Порядок ведения документооборота по проекту. Принципы контроля изменений по проекту.
  6. Потребности и ожидания заинтересованных лиц;
  7. Укрупненное расписание контрольных событий (выбор технологии);
  8. Распределение функций;
  9. Предположения, связанные с внешним окружением и внутренней организационной средой;
  10. Ограничения, связанные с внешним окружением и внутренней организационной средой;
  11. Бизнес-обоснование проекта, включающее возврат на инвестиции (опционально).


3.      Сформировать спецификацию требований

В ходе определения очередей и этапов были ранее укрупнено обозначены подсистемы, которые необходимо автоматизировать. На данном этапе производится дальнейшая детализация  состава бизнес-процессов, которые включаются в данные подсистемы. Как правило на данном этапе составляется общий классификатор бизнес-процессов, схематичное описание их взаимосвязей, входов, выходов, сведения об иерархии процессов. Это основной документ, по которому определяются границы проводимого в дальнейшем обследования.

 

4.      Провести обследование предприятия.

Основные цели этапа: уточнить и зафиксировать требования ключевых представителей Заказчика к Системе, определить границы проекта (функциональные, технические, перечень автоматизируемых бизнес-процессов, подразделений). На данном этапе дается расшифровка к спецификации процессов, которая была определена на предыдущем этапе.

 

Обследование делиться на три этапа:

  1. Описание процессов как есть
  2. Формирование предложений по модели ”как будет”.
  3. Принятие изменений в модель ”как будет”.


Разделять работы на эти этапы необходимо, т.к. критерии приемки у результатов данных этапов разные. На первом этапе согласовывается общее понимание текущих процессов (отчет об описании обязательно согласуется с пользователем). На втором этапе согласование от пользователей необязательно. Но данная часть должна содержать максимум пояснений о том, что и как предлагается менять, какие решения предполагается использовать в дальнейшем на этапе промышленной эксплуатации.


На третьем этапе заказчик вносит свои коррективы в предложение исполнителя об использовании систем.

 

Типовое содержание отчета об обследовании:

 1. Общие сведения

    • Назначение документа     
    • Основные понятия, термины       
    • Сокращения 
    • Источники информации (контактные лица)      

2. Структура  организации  и направления ее деятельности

3. Описание бизнес-процессов в спецификации требований

4. Текущий уровень автоматизации на предприятии

5. Цели, приоритетные задачи и контекст проведения автоматизации

6. Резюме Исполнителя по требованиям Заказчика         

7. Основные обязанности Заказчика по созданию автоматизированной системы управления (АСУП)           

8. Ожидаемый экономический эффект от создания АСУП          

9. Управление проектом создания АСУП     

10. План выполнения работ по Проекту автоматизации, оценка стоимости      

 

Иногда, в зависимости от размера проекта, первые четыре этапа могут быть объединены в один.


5.      Составить техническое задание

Техническое задание составляется на любые изменения и дополнения, которые требуются пользователями для реализации.

Может содержать в себе две части:

1.      Собственно ТЗ – методологическое описание задачи в терминах пользователя. Содержит цели необходимой доработки, описание задачи, требования к результату и автоматизируемому процессу.

2.      Технический проект – содержит требования к реализации данной задачи в конкретной системе (платформе, конфигурации).

С Заказчиком согласовывается, как правило, только первая часть (понятная ему). Первая часть пишется консультантом-методологом на основании требований Заказчика. Вторая часть служит основной постановкой задачи для программиста и пишется техническим руководителем проекта после утверждения первой части.

 

Вторая часть содержит:

 

6.      Разработать макет системы.

 

7.      Подготовка к опытной (опытно-промышленной) эксплуатации.

В рамках опытной (опытно-промышленной) эксплуатации выполняется целый комплекс мероприятий

8.      Запустить систему в опытную эксплуатацию (опционально)

9.      Запустить систему в промышленную эксплуатацию


Метод контрольных примеров

 

Область применения и особенности.

 

Стоит использовать этот подход в случае наличия у Заказчика систем автоматизации, отлаженных бизнес-процессов. Т.е. надо перейти с одной системы автоматизации на другую. Ключевой аспект – это связанность автоматизируемых процессов в одной базе данных. Например, это может быть замена продукта в ходе тиражирования или расширение уже имеющегося функционала с ограниченным дополнительным подключением новых групп пользователей.

 

Достоинства

·         Меньшая стоимость подготовительных работ, за счет исключения обследования бизнес-процессов Заказчика;

·         На первых же этапах Заказчик получает модель учета, отраженную в типовой конфигурации.

Недостатки

·         Возможны большие, чем в классическом подходе отклонения от первоначальной оценки реализации макета.

 

Для реализации проекта необходимо выполнить следующие мероприятия:

1.      Согласовать упрощенный устав проекта


2.      Сформировать спецификации требований к составу выполняемых функций.

Основные цели этапа: определить границы проекта (функциональные, технические, перечень автоматизируемых бизнес-процессов, подразделений). В ходе формирования спецификации определяется, как будет построена информационная система после внедрения (какие будут информационные системы, с каким составом функций и как они будут взаимодействовать).

 

3.      Моделирование требуемых процессов в системе. Формирование перечня базовых доработок и предложений по использованию функционала.


4.      Базовые доработки системы.

k.       Реализовать базовые требования к системе согласно техническому заданию.


5.      Подготовка к опытной (опытно-промышленной) эксплуатации.

В рамках опытной (опытно-промышленной) эксплуатации выполняется целый комплекс мероприятий


6.      Запустить систему в опытную(опытно-промышленную) эксплуатацию (опционально)


7.      Запустить систему в промышленную эксплуатацию

 


Метод календарного планирования

 

Область применения и особенности.

 

Стоит использовать этот подход в случаях, когда:

1.      У Заказчика отсутствует окончательный список  требований к конечному продукту;

2.      Есть необходимость автоматизировать функционал первой очереди проекта в кратчайшие сроки;

3.      Существуют доверительные отношения между Заказчиком и Исполнителем. Например, уже есть опыт реализации совместных проектов.

4.      Необходимо доработать существующую или запустить дополнительную подсистему в имеющейся системе автоматизации Заказчика.

 

Возможно существенное сокращение затрат, за счет уменьшения издержек (временных и ресурсов) на полноценные проектные технологии. Обычное сокращение затрат составляет 20-40%.

 

Достоинства

 

Недостатки

·         Наименее прогнозируемый по конечной стоимости проекта подход.

 

Для реализации проекта необходимо выполнить следующие мероприятия:

1.      Согласовать устав проекта


2.      Согласовать план работ на период


3.      Подготовить контрольный пример и составить техническое задание


4.      Разработать макет подсистемы.

a. Реализовать требования к системе согласно техническому заданию.


5.      Выполнить тестовые испытания системы.

a. Проверить работоспособность системы в соответствии с согласованнойпрограммой тестовых испытаний.


6.      Провести обучение пользователей.

7.      Запустить подсистему в промышленную эксплуатацию

 

После завершения работ по текущему плану-графику, Заказчик и Исполнитель переходят к проведению работ по следующему плану-графику в соответствии с укрупненным расписанием работ.


Политика конфиденциальности;   Политика конфиденциальности приложения Вывоз Мусора;    Политика конфиденциальности приложения Управление перевозками